Отчет о результатах самообследования за 2016-2017 год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей  № 2 «Ладушки»

(МБДОУ № 2 «Ладушки»)

 

 

Утверждаю______________

заведующий МБДОУ № 2 «Ладушки»

Агуреева И.А.

 

Отчет о результатах самообследования  МБДОУ № 2 «Ладушки»

за 2016-2017 год

г.Константиновск

2017г.

ПОКАЗАТЕЛИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,

ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ

N п/п

Показатели

Единица измерения

1.

Образовательная деятельность

 

1.1

Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе:

100 человек

1.1.1

В режиме полного дня (8 - 12 часов)

100 человек

1.1.2

В режиме кратковременного пребывания (3 - 5 часов)

-

1.1.3

В семейной дошкольной группе

4 человека

1.1.4

В форме семейного образования с психолого-педагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации

-

1.2

Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет

14 человек

1.3

Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет

86 человек

1.4

Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода:

100 человек/

100%

1.4.1

В режиме полного дня (8 - 12 часов)

100 человек/

100%

1.4.2

В режиме продленного дня (12 - 14 часов)

-

1.4.3

В режиме круглосуточного пребывания

-

1.5

Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги:

20 человек/

20%

1.5.1

По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии

-

1.5.2

По освоению образовательной программы дошкольного образования

20 человек/

20%

1.5.3

По присмотру и уходу

20 человек/

20%

1.6

Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника

2,8 дней

1.7

Общая численность педагогических работников, в том числе:

13 человек

1.7.1

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование

5 человек/

38,5%

1.7.2

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля)

5 человек/

38,5%

1.7.3

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование

8 человек/

61,5%

1.7.4

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля)

8 человек/

61,5%

1.8

Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе:

8 человек/

61,5%

1.8.1

Высшая

7 человек/

53,8%

1.8.2

Первая

1 человек/

7,7%

1.9

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет:

 

1.9.1

До 5 лет

3 человека/

23%

1.9.2

Свыше 30 лет

-

1.10

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет

1/7,7%

1.11

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет

1/7,7%

1.12

Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников

14 человек/

100%

1.13

Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников

14 человек/

100%

1.14

Соотношение "педагогический работник/воспитанник" в дошкольной образовательной организации

13 человек/

100 человек

1.15

Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников:

 

1.15.1

Музыкального руководителя

да

1.15.2

Инструктора по физической культуре

да

1.15.3

Учителя-логопеда

да

1.15.4

Логопеда

нет

1.15.5

Учителя-дефектолога

нет

1.15.6

Педагога-психолога

да

2.

Инфраструктура

 

2.1

Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника

1,7 кв. м

2.2

Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности воспитанников

200,22 кв. м

2.3

Наличие физкультурного зала

да

2.4

Наличие музыкального зала

да

2.5

Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность воспитанников на прогулке

да

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей  № 2 «Ладушки» (МБДОУ № 2 «Ладушки») является звеном муниципальной системы образования города Константиновска Ростовской области, обеспечивающим помощь семье в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, интеллектуального, личностного и творческого развития.

Предназначение МБДОУ № 2 определяется его местом в муниципальной системе образования: это учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в воспитании, обучении и оздоровлении детей дошкольного возраста на основе реализации мер по обеспечению сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни, высокого качества образования, создания условий для обеспечения готовности старших дошкольников к школьному обучению, взаимосотрудничеству с социумом.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей  № 2 «Ладушки» находится по адресу: 347250, Ростовская область, город Константиновск, ул. Баумана, 108 «А».

телефон 8 (86393) 6-01-33

сайт: ладушкисад.рф

Учредитель: Администрация Константиновского района

Руководитель: Агуреева Ирина Анатольевна

Реализация деятельности дошкольного образовательного учреждения основывается на нормативно – правовой базе:

Устав МБДОУ № 2 «Ладушки» (дата регистрации 28.10.2016 год)

изменения и дополнения в устав утверждены постановлением администрации Константиновского района 28.10.2016 № 400;

лицензированная образовательная деятельность (Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4472 от 12.03.2015 г., выданная Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области Серия 61Л01, регистрационный №0002075);

договора между МБДОУ № 2 «Ладушки» и родителями (законными представителями) воспитанников.

Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О некоммерческих организациях», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, муниципальными правовыми актами Константиновского района, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями и приказами учредителя и соответствующего государственного органа, осуществляющего управление в сфере образования, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом учреждения и договорами, заключаемыми между учреждением и родителями (законными представителями).

Формами самоуправления учреждения, обеспечивающими государственно-общественный характер управления, являются: общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, управляющий совет, родительский комитет.

Детский сад «Ладушки» расположен в центральной части города, в отдельно стоящем здании.

Развитие ребёнка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живёт. Иначе говоря, правильно организованная взрослыми среда, в которой живёт ребёнок, способствует его развитию.

В здании МБДОУ находится 4 групповых помещения со спальнями. В каждой возрастной группе оборудованы зоны, где размещаются материалы для всех видов деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, двигательной и т.д. Группы оборудованы мебелью, пособиями, развивающими играми и игрушками.

В детском саду имеются функциональные помещения для занятий с детьми:

  • кабинет учителя-логопеда (логопункт);
  • кабинет педагога психолога;
  • физкультурный и музыкальный залы;
  • изостудия.

Для осуществления оздоровительной работы в медицинском блоке есть:

  • медицинский кабинет;
  • процедурный кабинет;
  • изолятор.

Цель МБДОУ № 2 «Ладушки»:

  • создание интегративного, комплексного образовательного пространства, обеспечивающего всестороннее развитие каждого ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей;
  • конструирование и реализация эффективной модульной системы взаимодействия всех субъектов образования, способных обеспечить оптимальные результаты воспитательно-образовательной работы с детьми.

Основные задачи учреждения:

  • обеспечить интеграцию содержания образования по познавательно-речевому, художественно-эстетическому и физкультурно-оздоровительному развитию детей с целью создания целостного образовательного пространства;
  • обеспечить единый процесс социализации - индивидуализации личности дошкольников через эмоциональное принятие ребенком себя, своей самоценности и своей связи с социальным миром.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Качество образовательных услуг напрямую зависит от качественных характеристик педагогических кадров. Формальными показателями оценки кадрового потенциала являются уровень образования, стаж работы и наличие квалификационной категории у педагогов образовательного учреждения.

Кадровый состав педагогов: с 01.08.2016 года по настоящее время (01.08.2017 г.) в детском саду работает 13 педагогов.

Возрастной состав педагогов: от 21 до 55 лет.

Образовательное учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами:

старшим воспитателем, воспитателями, младшими воспитателями, учителем - логопедом, педагогом - психологом, социальным педагогом, инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем.

На основе договора, педагогами МБОУ ДОД КДШИ, в детском саду проводятся дополнительные занятия по хореографии, английскому языку и ИЗО.

Образовательный ценз педагогов МБДОУ № 2 «Ладушки»:

5 педагогов имеют высшее педагогическое образование, 8 педагогов – средне-специальное.

7 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 1 педагог с первой квалификационной категорией, 5 педагогов б/к.

В 2016-2017 учебном году 3 человека прошли обучение на курсах повышения квалификации.

В течение учебного года педагогический коллектив осуществлял поиск и внедрение инновационных моделей деятельности дошкольного учреждения, педагогических технологий, позволяющих развивать новый тип профессионалов, что обусловлено современными требованиями к образованию в целом. Динамика развития деятельности МБДОУ по внедрению и реализации современных программ и технологий состояла в интегративном подходе, способствующем целостному восприятию образовательного процесса всех субъектов образования.

В МБДОУ разработана модель управления научно - методической деятельностью, позволяющая использовать творческий потенциал каждого педагога, организовывать самообразование педагогического коллектива.

В 2016-2017 учебном году в практике работы МБДОУ использовался проектный метод, являющийся уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию. Так как коллектив МБДОУ пополнился молодым специалистом, данное направление деятельности необходимо продолжить с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.

Таким образом, созданные в дошкольном учреждении условия для развития интеллектуального и инновационного потенциала коллектива позволяют правильно прогнозировать, моделировать и строить образовательный процесс в МБДОУ. Вместе с тем, работа дошкольного учреждения в инновационном режиме предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Результаты участия членов педагогического коллектива в методической работе детского сада сложились следующим образом:

  • выступление на педагогических советах
  • выступление на медико-педагогических совещаниях
  • принимали участие в тематических проверках
  • осуществляли практический показ с детьми
  • участвовали в смотрах - конкурсах
  • проводили консультации, семинары

В 2016 -2017 учебном году все педагоги участвовали в различных мероприятиях, где представляли совместную деятельность педагогов и детей. Образовательная деятельность проводилась согласно разделам образовательной программы, с учётом критериев образовательных областей и в соответствии с ФГОС.

Общий процент выполнения программы составляет на конец года 99 %, что является высоким показателем по сравнению с началом учебного года. Результаты мониторинга успеваемости детьми в освоении образовательной программы стали подтверждением эффективности проделанной работы.

Анализируя работу педагогического коллектива, следует отметить, что намеченные мероприятия по реализации годовых задач выполнены. План образовательной работы на 2016-2017 учебный год выполнен на 100 %.

3. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Под образовательным процессом в МБДОУ понимается организованный процесс, направленный на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с ФГОС по дошкольному образованию.

Общеобразовательная программа учреждения обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на:

  • обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса, освоение и внедрение инновационных технологий; на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
  • формирование образовательной системы, которая основывается на разумном приоритете ценностей здоровья и здорового образа жизни при организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками и их семьями;
  • создание саморазвивающейся среды со здоровьесберегающими функциями (благодаря тесному сотрудничеству всех субъектов образовательного процесса);
  • формирование единого здоровьесберегающего пространства семьи и детского сада.

Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Образовательная программа учитывает демографические, культурные запросы и потребности родителей, школы. При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основу организации образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Особенности образовательного процесса в детском саду заключаются в следующем:

Режим работы учреждения – 5-дневная рабочая неделя с 10,5-часовым пребыванием детей.

Непосредственно – образовательная деятельность организована по подгруппам,  с целью  увеличения внимания  каждому ребенку.

Ведение занятий специалистами в оборудованных кабинетах: инструктор по физическому развитию (физкультурный зал), педагог по художественно – эстетическому направлению (изостудия), музыкальный руководитель (музыкальный зал), учитель – логопед (логопункт), педагог – психолог (кабинет педагога – психолога).

Создание здоровьесберегающего пространства в детском саду включает в себя:

  • работу по созданной модели «Использование различных форм двигательной деятельности и здоровьесберегающих технологий в режиме дня детей».
  • использование приемов релаксации в режиме дня.
  • психологически комфортная организация жизнедеятельности воспитанников в течение дня.

Образовательный процесс построен на основе ПООП, развернутого перспективного планирования, составленного по вариативной комплексной  программе дошкольного образования  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,  что позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды деятельности и способствовать выполнению основного требования дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким по содержанию.

Развитие познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта через использование проблемно – игрового обучения, моделирования.

В МБДОУ сформировано единое информационное пространств через внедрение современных информационных технологий.

Своевременное выявление отклонений в развитии ребенка, реабилитация детей в социуме и постепенная коррекция недостатков через разработку индивидуальных маршрутов развития каждого воспитанника на основе проблемной интеграции всех педагогов МБДОУ.

Проведение занятий педагогом – психологом по технологии «Сказкотерапия» (5 – 6 лет) (развитие эмоционально – волевой сферы ребенка, формирование созидательной системы ценностей).

Органичное соединение основного и дополнительного образования через кружковую работу в МБДОУ на бесплатной основе.

Маркетинговое исследование родителей по запросам и пожеланиям в работе блока дополнительных образовательных услуг.

Традиционное проведение массовых мероприятий для детей и родителей в течение года:

  • День пожилого человека
  • День Матери
  • Покровская ярмарка
  • Зимние гуляния на масленицу
  • Спортивные праздники (октябрь, февраль, май)
  • Автодискотека
  • Интегрированные занятия по лексическим темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»
  • Выставки совместного творчества «Дети – педагоги – родители»
  • Бал выпускника.

Реализуя образовательную программу на 2015 – 2018 г.г., социальный заказ населения, педагогический коллектив в 2016-2017 учебном году основной целью работы считал обеспечение охраны и укрепления психофизического здоровья дошкольников, создание оптимальных условий для социального и личностного становления ребенка, повышение психологической культуры всех субъектов образовательного процесса. Для достижения этой цели проходила работа по выполнению следующих задач:

  • совершенствование здоровьесберегающего пространства в МБДОУ как важного фактора успешной жизнедеятельности каждого ребенка путем внедрения технологий здоровьесбережения;
  • реализация проекта комплексного психолого-педагогического сопровождения воспитанников, повышение психологической культуры всех субъектов образовательного процесса;
  • повышение эффективности и качества образования на основе внедрения информационных компьютерных технологий.

Основой системы управления в МБДОУ № 2 «Ладушки» являлась разработанная схема – график осуществления контроля, включающая в себя все основные направления деятельности образовательного учреждения. Данное планирование контроля работы образовательного учреждения выстраивает систему задач и целей, их соподчинение и взаимосвязь, и, как следствие, в целом планирование контроля направлено на выработку конкретных решений по адаптации детского сада к постоянно изменяющимся условиям, нейтрализации факторов, отрицательно влияющих на всю систему организации образовательного процесса. Администрация детского сада проводит целенаправленную работу по формированию системы информационно-аналитической деятельности, которая позволяет осуществлять контроль над осуществлением различных видов деятельности в работе с детьми в рамках реализуемой образовательной программы. Для совершенствования данной системы администрацией разработана циклограмма оперативного контроля, выстроена определенная логическая структура, алгоритм действий, продумана их повторяемость, цикличность. Таким образом, система контроля в ДОУ позволяет администрации совместно с коллективом создавать условия успешного функционирования учреждения, использовать рационально кадровый потенциал, внедрять современные образовательные и здоровьесберегающие технологии, тем самым, повышая качество дошкольного образования. Использование диагностических карт при осуществлении тематического и оперативного контроля, анализ деятельности работы педагогов в учебно-воспитательном процессе, позволяет администрации ДОУ на высоком уровне отражать не только результаты наблюдений, но и выявлять причины, вызывающие недостатки в работе педагогов, вырабатывать эффективные меры по их устранению.

Для приобщения детей к культурным ценностям, развития их творческих способностей, детский сад взаимодействует с районным домом культуры, с детской школой искусств, районной библиотекой.

Стратегической целью деятельности педагогического коллектива является совершенствование образовательного пространства МБДОУ, которое обеспечит развитие способностей детей в игровой деятельности, развитии познавательных процессов через включение в социальную среду и потребность в укреплении психофизического здоровья воспитанников.

Содержание воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ определяется по Примерной основной образовательной программе дошкольного образования и вариативной комплексной образовательной программе дошкольного образования  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе ярко выделяется проблема недостатка времени и большого объема информации, в том числе программного материала для усвоения ребенком. Это негативно сказывается и на состоянии психофизического благополучия ребенка и на качестве воспитательно-образовательного процесса.

Разработанное педагогами МБДОУ календарно – тематическое планирование логически выстроено, отражает системный подход в построении материала в части построения интегративных связей. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех педагогов МБДОУ, тем самым, обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого воспитанника.

Построение образовательного процесса на интегративной основе обеспечивает решение следующих задач:

  • обеспечение целостности образовательного пространства;
  • реализация творческих возможностей дошкольника в соответствии с их интересами и способностями;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие познавательного интереса и активности (актуализация опыта реальной жизни);
  • формирование основ самосознания и устойчивых ориентаций, гуманного отношения к окружающему миру, на основе приобщения к общечеловеческим ценностям.

Использование в работе с детьми современных информационных технологий, файлов – заготовок, проектов способствует организации обучения дошкольников как увлекательной проблемно – игровой деятельности. При этом приоритетная задача применения компьютерных технологий состоит в комплексном преобразовании среды, создании новых, научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности. Использование ИКТ в нашем детском саду носит динамичный характер, что в первую очередь обусловлено их свойствами, позволяющими отображать и анализировать огромные объемы информации. Эффективность обучения с помощью средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного приема их использования. Каждый педагог, прежде всего, помнит, что даже с самым совершенным программным продуктом ребенок работает  с удовольствием до тех пор, пока присутствует элемент новизны.

И самое главное: необходимо помнить о создании среды здоровьесбережения каждого воспитанника.

Таким образом, целостная образовательная программа МБДОУ № 2 «Ладушки» направлена на достижение стандарта образования, как системы требований к его содержанию, которое обеспечивает равный старт развития воспитанников, с учетом их индивидуальных особенностей, высокий уровень личностного развития, эмоциональное благополучие и развитие положительного самоощущения дошкольников.

Вместе с тем, изменения кадрового потенциала в МБДОУ (вновь пришедший воспитатель не имеет опыта работы в дошкольных учреждениях), вызывает затруднения в организации образовательного процесса в ДОУ с учетом особенностей детей дошкольного возраста и реализации современных форм и технологий. В ходе целенаправленного перехода учреждения из режима функционирования в режим развития проявилось противоречие между внедрением современных информационных технологий в пространство МБДОУ недостаточной компетентностью отдельно взятых педагогов, сформированности их мотивационной сферы.

С целью решения данной проблемы, система методической работы направлена на раскрытие творческого потенциала каждого педагога, на создание условий для роста профессионального мастерства педагогов, внедрение современных информационных технологий, а, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образования.

В качестве ведущих направлений создания и совершенствования развивающей среды в МБДОУ № 2 «Ладушки» учитывается:

  • выполнение требований СанПин с целью оптимизации условий развития и эмоционального благополучия ребенка;
  • выделение и оснащение специальных помещений для развития детской деятельности;
  • создание в групповых помещениях условий для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей, в том числе организация «уголков уединения»;
  • полифункциональное использование игрового, спортивного и другого оборудования с ориентацией на ребенка.

Организация и размещение предметов развивающей среды осуществлены рационально, логично и удобно для детей, отвечают их возрастным особенностям и потребностям. Расположение мебели, игрового материала и другого оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта и позволяет детям свободно перемещаться. Предметно-развивающая среда в МБДОУ  № 2 «Ладушки»  отвечает художественно-эстетическим требованиям.

Организация развивающей среды в различных возрастных группах имеет отличительные признаки. В группах младшего дошкольного возраста выделено большое открытое пространство, где детям предоставлена возможность играть:

  • крупными игрушками-двигателями,
  • уголки для развития сенсорики и мелкой моторики,
  • бытовые игровые уголки,
  • уголки ряженья.

Во всех группах есть «зеленые зоны» с различными видами растений и предметами ухода за ними, материалами для наблюдений и экспериментирования.

В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельно активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности:

  • игровой
  • двигательной
  • изобразительной
  • театрализованной
  • конструктивной и т.д.
  • содержатся материалы для развивающих игр и занятий.

В 2016 - 2017 году в детском саду проводились различные досуговые мероприятия:

 «День знаний», праздник Покрова (День города), «Праздник осени», «День матери», «Новогодний бал», спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие, умелые!», «Казачья масленица», «8 марта», «Сказочная карусель»,    «Пасха», «Выпускной бал».

Внутри МБДОУ прошли смотры-конкурсы:

  • «Лучшая группа»
  • «Лучший участок»
  • «Воспитатель года»
  • «Поделки из природного материала»
  • «Рождественские игрушки»

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать детей, выработать единый подход в вопросах воспитания и развития с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его состояния здоровья.

Формы взаимодействия и сотрудничества:

  • помощь родителей учреждению в организации и проведении различных мероприятий;
  • участие родителей в общих детских праздниках, конкурсах, представлениях;
  • консультирование родителей по вопросам воспитания и развития дошкольников;
  • тематические выставки;
  • рекомендации родителям;
  • анкетирование родителей.

 В саду имеются группы:

  • общеразвивающей направленности (№ 1, № 2, №3, №4);
  • семейная группа.

Работа по художественно-эстетическому развитию реализуется через изобразительную и музыкальную деятельность.

При организации этой деятельности особое внимание уделяется формированию предметно-развивающей среды. Изостудия – специально оборудованная мастерская для занятий с детьми.

Музыкальный зал отвечает всем требованиям художественно-эстетического воспитания дошкольников и укомплектован современными музыкальными инструментами: электропианино, музыкальным центром с функцией «караоке», маракасами, трещотками, колокольчиками, кастаньетами, треугольниками, тамбуринами, барабанами, ложками, металлофонами, ксилофонами.

Театрализованная деятельность – это часть общей системы художественно – эстетического цикла нашего ДОУ в рамках работы в области «Художественное творчество». Навыки театральной деятельности дети получают на основе технологии актерского мастерства. По традиции, в течение этого года дети средней, старшей и подготовительной групп с разными постановками выступали перед родителями.

В ДОУ ведется преемственность между МБДОУ и МБОУ СОШ № 1, МБОУ СОШ № 2.

За эмоциональным благополучием детей следит педагог-психолог, которая уделяет особое внимание адаптации детей, имеющих трудности в воспитании. Также, согласно расписанию образовательной деятельности, педагог-психолог планирует свою работу в каждой возрастной группе. Им был проведен ряд консультаций по вопросам: «Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения», «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов», «Коррекция негативных проявлений в поведенческой и эмоционально – личностной сфере детей старшего дошкольного возраста». Также, с детьми 6-7 лет, была проведена диагностика, определяющая уровень готовности детей к школьному обучению.

Основной целью работы педагога-психолога в 2016-2017 г.г. являлось развитие гармоничной, физически и психически здоровой личности, а также развитие профессионального роста педагогического коллектива ДОУ посредством создания условий для принимающей, поддерживающей и личностно - ориентированной системы воспитания.

Основными задачами работы педагога-психолога являлись:

  • изучение личностного и познавательного развития детей для осуществления преемственности содержания, форм, методов и требований к ребенку, учитывая зону актуального и ближайшего развития, сохраняя и укрепляя его психическое здоровье;
  • обеспечение коррекционно - развивающей помощи детям, имеющим трудности в воспитании, обучении и личностном развитии;
  • создание системы психологической поддержки детей и их семей в период адаптации к ДОУ;
  • развитие речевой активности, коммуникативной направленности речи, формирование познавательных способностей дошкольников;
  • ведение просветительской работы с целью донесения до воспитателей, специалистов и родителей психологических знаний в доступной для них форме.

Проведены нижеперечисленные диагностические обследования.

  • Психологическое сопровождение адаптации детей к детскому саду.
  • Первичная диагностика готовности детей к обучению в школе.
  • Психодиагностика развития и особенностей познавательной деятельности дошкольников.
  • Изучение детско-родительских отношений в семьях дошкольников
  • Определение особенностей развития межличностных отношений старших дошкольников
  • Исследование эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.
  • Итоговая диагностика готовности детей к обучению в школе.
  • Оптимизация детско-родительских отношений в семьях дошкольников.
  • Психокоррекционная работа с детьми низкого уровня развития познавательной сферы.
  • Коррекционная работа с детьми не готовыми к обучению в школе.
  • Коррекционная работа с агрессивными, тревожными детьми.

Проведена программа психологической подготовки педагогического коллектива, состоящая из диагностики и индивидуального консультирования по запросам на темы: «Особенности детей раннего возраста», «Как помочь ребенку в период адаптации в ДОУ», «Сказкотерапия в работе с детьми», «Наказание или поощрение», «Профилактика эмоционального выгорания».

Благодаря психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в МБДОУ № 2 «Ладушки» созданы оптимальные условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечивающие их эмоциональное благополучие, свободу и эффективное развитие способностей каждого ребенка.

4. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА.

Учреждение реализует дополнительно следующие парциальные коррекционные программы дошкольного образования:

«Программа обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной (нормативный срок освоения 2 года).

«Программа обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной (нормативный срок освоения 2 года).

В процессе коррекционно-педагогической работы формируется коррекционно-развивающая направленность в работе всего педагогического коллектива дошкольного учреждения (учителя-логопеда, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) и родителей, предполагающая учет индивидуально-психофизических особенностей детей при реализации деятельности для их всестороннего развития, воспитания и обучения.

В МБДОУ № 2 «Ладушки» функционировал логопункт, который посещали 25 воспитанников, имеющих  нарушение речи. С детьми проводилась коррекционная работа в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме. Учителем – логопедом было организовано сотрудничество с семьей, способствующее всестороннему развитию ребенка. Коррекционно-педагогическая работа осуществляется по специальным программам, в которых отражается специфика процессов обучения и воспитания детей, имеющих нарушения речи. В процессе специально-организованных коррекционно-развивающих занятий с детьми, которые проводятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, удается не только преодолеть имеющийся дефект, но и способствовать развитию всей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Ведущей идеей специалисты считают создание игровой ситуации, благодаря которой происходит развитие активности ребенка, формирование фонетико-фонематических процессов и правильного звукопроизношения. Созданы благоприятные условия для обучения и восприятия правильной речи (создание речевой среды в группах, оборудование логопедического уголка: дидактические игры и пособия для развития слухового внимания, речевого слуха, развития фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического и речевого дыхания, развития голоса и связной речи). Логопункт постоянно пополняется теоретическим и практическим материалом, играми на развитие словаря, формирование связной речи, грамматического строя речи, правильного звукопроизношения, автоматизации и дифференциации звуков. Значительные успехи достигнуты в усвоении фонетического, лексико-грамматического строя речи детьми старшей группы, которые были зачислены на два года обучения в логопункт.

Спланированная, ежедневная работа учителя-логопеда, воспитателя, а также рациональное использование совместно организованной и свободной детской деятельности позволило добиться значительной динамики в преодолении коррекционного эффекта у дошкольников.

Основными направлениями работы по развитию речи детей являются:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

Учитель-логопед в течение года проводит работу с воспитателями и родителями. В связи с этим планируются:

  • семинары для воспитателей, беседы и консультации;
  • лекции, открытые логопедические занятия;
  • работа с родителями (индивидуальные беседы; привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформлению тематических выставок; проведение открытых занятий, родительских собраний и пр.).

Для эффективного преодоления речевых недостатков у дошкольников объединяются усилия всех участников коррекционно-образовательного процесса вокруг ребенка с речевыми проблемами с целью преодоления нарушений речи.

5. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В ДОУ на достаточном уровне организована работа с родителями, целью которой является повышение педагогической грамотности родителей. Работа с семьями осуществляется в соответствии с планом работы, что позволило родителям глубже понять вопросы воспитания своего ребенка, заинтересоваться той деятельностью детского сада, которая помогает ему почувствовать себя более успешным и значимым для общества.

На протяжении всего учебного года родители активно посещали мероприятия ДОУ, также осуществляли посильную помощь в трудовой деятельности на территории детского сада.

На протяжении всего учебного года проводилось информирование родителей о проводимой в ДОУ работе: размещение стендового материала в родительских уголках, проведение анкетирование. Так, в конце года, среди родителей воспитанников было проведено анкетирование на тему: «Удовлетворенность родителей работой ДОУ в конце учебного года», в котором приняло участие 101 человек. По результатам  анкетирования можно сделать вывод, что 99,6 % родителей удовлетворены работой ДОУ.

Коллектив нашего ДОУ не останавливается на достигнутом, мы продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ.

В ДОУ функционирует блок дополнительного образования, на бесплатной основе, который включает в себя работу кружков:

«Английский язык для малышей», «Хореографический» и «Юный художник». Таким образом, организация и деятельность блока дополнительного образования ДОУ создает необходимые условия для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей семьи, обеспечивает развитие индивидуальных способностей, творческой сферы ребенка в интересной и смыслозначимой для него деятельности. Это позволяет педагогическому коллективу более дифференцированно строить образовательный процесс с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка, осуществляя его на основе субъект - субъектного взаимодействия. Динамика развития дошкольников по блоку дополнительного образования показывает увеличение количества детей, имеющих высокий и выше среднего уровня развития.

Работу с родителями мы осуществляем в методологии комплексного сопровождения развития ребенка.

Мы решили перейти к активным практическим формам работы. Для этого особое внимание стали уделять подготовительной работе, тщательно выверять содержание выступлений специалистов, кропотливо и вдумчиво оформлять рекомендации, памятки.

На тематических встречах специалисты, руководствуясь принципами этичности, доступности подачи материала, в своих выступлениях рассказывают о специфике своей работы с детьми, проведенных ими обследованиях, рекомендуют игры и упражнения, с помощью которых в домашних условиях сами родители смогут способствовать преодолению трудностей, возникших у ребенка.

Таким образом, родители обучаются проведению игр, получая в руки инструментарий реальной помощи своему ребенку. Системно педагоги приглашают на индивидуальные консультации, где каждый из родителей может получить памятку, содержащую рекомендации по развитию и воспитанию его собственного ребенка.

Наше дошкольное учреждение предполагает тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса. Поэтому основной целью организованной работы с родителями является создание единого пространства развития и воспитания детей.

7. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.

Обеспечение безопасности образовательного процесса требует от каждого на своем рабочем месте, как по должности, так и по профессии строго выполнять требования законодательных и иных нормативных правовых актов по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

Организация работы по охране труда в ДОУ осуществляется по следующим направлениям:

  • контроль за соблюдением законодательства и иных нормативно-правовых актов по охране труда;
  • оперативный контроль охраны труда и организацией образовательного процесса;
  • организация профилактической работы по снижению травматизма среди воспитанников и работников;
  • планирование мероприятий по охране труда;
  • работа комиссии по контролю охраны труда;
  • организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда.

На учебный год составлен план работы по созданию условий для безопасности жизнедеятельности, который включает:

  • организационно-технические мероприятия по улучшению условий охраны труда; мероприятия по организации пожарной безопасности;   
  • мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • обучение работников безопасным приемам работы и соблюдению правил безопасности на рабочем месте.

В соответствии с этим поддерживаются в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения: огнетушители, пожарные краны, пожарные рукава и т.д. Они регулярно проходят испытания специальными организациями, имеющими лицензию на выполнение данных видов работ. Соблюдаются требования к содержанию эвакуационных выходов.

Согласно акта проверки, при подготовке учреждения к новому учебному году нарушений требований пожарной безопасности в детском саду не выявлено.

Охрана жизни и здоровья детей осуществляется в полном объеме, регулярно проводятся инструктажи и учебная подготовка педагогов и воспитанников по действиям в чрезвычайных ситуациях. Каждая группа и помещения учреждения имеют акты-разрешения, нормативные документы, каждое помещение оснащено аптечкой первой медицинской помощи, которая пополняется по мере необходимости. Оформлены тематические уголки по охране труда и пожарной безопасности. В целях безопасности учебные кабинеты и спальни оснащены автоматической пожарной сигнализацией, работает система оповещения. Детский сад оборудован системой видеонаблюдения.

8. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ.

Уже несколько лет мы усовершенствуем территорию ДОУ. По всей территории ДОУ прошло озеленение участков с привлечением родителей воспитанников, преображается наша «Экологическая тропа»: солнечные часы, Домик для птиц, на территории выделено место для лекарственных растений, засеяны огороды отдельными культурами, разбиты новые клумбы.

За каждым педагогом закреплена цветочная клумба либо на прогулочной площадке, либо на территории дошкольного учреждения.

На всех прогулочных площадках появились новые малые формы для организации двигательной активности детей: машины, корабли, самолеты.

Изготовлены скамейки для отдыха или организации спокойных игр.

Игровые площадки имеют теневые навесы, круговые посадочные места для детей, песочницы, малые формы, столики для игр и занятий.

Реализуя право ребенка на безопасность и здоровье, педагогический коллектив уделяет большое внимание обучению детей правилам поведения на улице и дорогах, дорожной грамоте. Эта работа ведется в нескольких направлениях: с детьми, с родителями воспитанников.

Для ознакомления детей с правилами безопасного поведения на дороге используем разнообразные формы работы. Элементы изучения основ безопасного поведения на улице мы включаем в самые разные сферы деятельности детей.

Наиболее интересной формой работы в данном направлении является создание на территории учреждения площадки, где схематично изображена улица, разметка и знаки. На боковых стенах здания в холле педагогами изображены ситуации на дорогах и улицах города, с которыми ребенок может столкнуться в повседневной жизни. Мы продолжаем сотрудничать с отделом пропаганды ГИБДД.

Предметно-развивающая среда обеспечивает физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и коррекционное развитие детей раннего и дошкольного возраста.

Администрация учреждения совместно с сотрудниками, родителями ведут большую работу по созданию комфортной среды (имеется современная игровая мебель для детей во всех группах и кабинетах педагогов дополнительного образования).

Все помещения оснащены необходимым технологическим оборудованием, мебелью, мягким и твердым инвентарем, посудой. Для проведения учебно-воспитательного процесса имеется необходимая учебно-методическая, психолого-педагогическая, детская художественная и познавательная литература. Все группы имеют хорошую предметно-развивающую среду. Оформление всех помещений учреждения соответствует высоким требованиям, как в эстетическом, так и в функциональном плане, что позволяет на высоком методическом уровне организовывать все виды детской деятельности, вести диагностическую и коррекционную работу.

Одной из основных задач деятельности учреждения является сохранение, укрепление здоровья и организация здорового образа жизни в условиях общественного и семейного воспитания. В начале года определяются группы здоровья детей, утверждаются внутренние нормативные акты, обеспечивающие оздоровительный процесс.

Основным принципом в организации деятельности учреждения является оздоровительно-профилактическая работа, благодаря которой происходит профилактика простудных заболеваний.

Профилактическая и оздоровительная работа строится на основе анализа заболеваний детей, с учетом диагностических данных состояния здоровья и уровня физического развития дошкольников и в соответствии со временем года.

В рамках оздоровительно-профилактичекой работы с воспитанниками проводились закаливающие мероприятия. Согласно плана медсестра детям своевременно делает прививки. 

9. ОРГАНИЗАЦИЯ И КАЧЕСТВО ПИТАНИЯ

В учреждении все дети обеспечены сбалансированным питанием, необходимым для их нормального роста и развития. При составлении рациона ребенка учитывается возраст, уровень физического развития, физиологическую потребность в основных пищевых веществах и энергии, состояние здоровья. Рацион питания разнообразный. В повседневный рацион включены все основные группы продуктов. Есть картотека блюд, технологические карты приготовления пищи.

Контроль за качеством питания, разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляется администрацией учреждения и медсестрой.

В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Таким образом, детям обеспечено полноценное сбалансированное питание. При составлении меню-требования, повар руководствуется разработанным и утвержденным 10 - дневным меню (осень - зима, весна - лето), технологическими картами с рецептурами и порядком приготовления блюд с учетом времени года.

Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи. В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правил личной гигиены. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи.

10. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Сегодня наше дошкольное образовательное учреждение, как и многие другие, находятся в условиях развития. Вопрос финансирования самый главный и сложный, и, тем не менее, созданы все условия и многое сделано.

Состояние материально-технической базы способствует повышению имиджа ДОУ и качественных показателей работы образовательного учреждения.

Тщательная подготовка и профилактический контроль жизненно важных систем обеспечивает бесперебойное функционирование и, как следствие, достойные условия содержания детей в образовательном учреждении.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется из районного бюджета в порядке, установленном Администрацией Константиновского района.

Распределяются данные средства в приоритетных направлениях, способствующих развитию образовательного пространства ДОУ:

  • поддержание функционирования всех систем;
  • совершенствование условий для комфортного пребывания детей;
  • укрепление и развитие материально-технической базы;
  • повышение квалификации всех сотрудников для профессионального роста.

Источник финансирования: муниципальный бюджет, родительская плата.

Учреждение представляет информацию о своей деятельности, в том числе в виде отчетов, органам государственной статистики и налоговым органам, общественности, учредителю и другим органам (лицам) в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Константиновского района.

Таким образом, созданная в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 2 «Ладушки» материально-техническая база и медико-социальные условия, соответствуют нормативным требованиям, что подтверждается актами приёмки МБДОУ к новому учебному году.

11. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ.

В связи с изменениями социально-экономических условий появились новые ориентиры в развитии дошкольного образовательного учреждения, поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в образовательной деятельности.

Для нас это:

  • удовлетворение потребности родительской общественности в дошкольном образовании;
  • повышение ответственности дошкольного образовательного учреждения за качество предоставляемых образовательных услуг, как в рамках реализации основной общеобразовательной программы, так и в рамках дополнительного бесплатного образования;
  • обеспечение дошкольного образования с учетом индивидуальных потребностей контингента потребителей образовательных услуг, способностей и возможностей детей.

Первостепенная задача и необходимое условие модернизации системы образования России – повышение профессионализма педагогов. Молодые педагоги не имеют опыта работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, необходимо:

  • продолжить внедрять в работу методической службы и процесс повышения квалификации активные формы работы на основе дифференцированного подхода с учетом уровня профессиональной компетентности педагогов;
  • изучить и внедрить возможности информационных технологий в оценке результативности работы методической службы;
  • продолжить внедрять в работу ИКТ для диагностики педагогических затруднений воспитателей и узких специалистов.

Перед коллективом ДОУ стоит задача дальнейшего внедрения образовательной программы в соответствии с ФГОС, построенной на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми, обеспечивающей построение образовательного процесса в соответствии с принципами целостности и интеграции дошкольного образования.

Принимая во внимание достигнутые результаты и основные проблемы, с которыми столкнулись сотрудники ДОУ в 2016 – 2017 учебном году, были определены перспективы работы на следующий 2017 – 2018 учебный год:

  • аттестация педагогов на высшую  и первую квалификационную категорию;
  • повышение квалификации педагогических работников;
  • работа по плану с молодыми педагогами;
  • систематизация работы,  накопление материала по самообразованию педагогов;
  • продолжение систематической работы по сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции физиологических качеств воспитанников;
  • продолжение работы по раннему выявлению детей с предпосылками тяжелой степени адаптации, создание условий для поэтапного привыкания детей к условиям детского сада.