Мастер-класс по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» и дыхательная гимнастика «Ветерок»

Логопед:

Васильева Наталья Александровна

 

Цель и задачи:

  1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики и дыхательной гимнастике у детей дошкольного возраста.
  2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.
  3. Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики и дыхательной гимнастике.

Участники: Педагоги

Форма проведениямастер – класс

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним со студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Тема нашего сегодняшнего мастер–класса «Веселые пальчики».

Сегодня я хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики и дыхательной гимнастике, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики и дыхательной гимнастике.

Прежде чем начать наш мастер-класс, хочу попросить взять лист бумаги обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(Дети отвечают, на что похожа их смятая бумажка)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

Вопросы педагогам:

Для чего мы делали это упражнение?

Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Послушай – и ты узнаешь,

посмотри – и ты поймешь,

сделай сам – и ты научишься.

Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.

Теоретическая часть

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

“Рука – это вышедший наружу мозг человека”- писал Н. Кант.

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Что такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных классах.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руку на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести»

«Руки опускаются»

«Обеими руками «за»

«Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

Практическая часть

Знакомство с разновидностями пальчиковых игр

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Различные игры с пальчиками

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

способствует овладению навыками мелкой моторики;

помогает развивать речь;

повышает работоспособность головного мозга;

развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

развивает тактильную чувствительность;

снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Очень интересна пальчиковая гимнастика под музыку.

Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры.

(совместно с педагогами проводится игротренинг).

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки).

 

Ну, а теперь поговорим о дыхательной гимнастике и попробуем несколько упражнений:

Дыхание — это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем на него внимание лишь в случае болезни либо каких-то отклонений, даже если речь идёт о собственном ребёнке. Родителям дошкольника часто трудно выделить время для выполнения несложных упражнений. На помощь приходит детский сад, где дыхательная гимнастика является важной составляющей деятельности по укреплению здоровья дошкольников.

Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем.

Дыхательная гимнастика актуальна так же для родителей и работников образовательных учреждений, так как, используя его, можно научить дошкольника «правильному» дыханию, тем самым, снизив уровень заболеваемости детей в ДОУ. А так же для реабилитации у пациентов перенесших пневмонию, вызванной COVID-19.

Ежедневное использование дыхательной гимнастики, как одной из форм здоровьесберегающих технологий, необходимое условие оздоровления дошкольников в период летнего отдыха.

Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться. При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объём.

Дыхательные упражнения имеют крайне мало противопоказаний. К примеру, выполнять гимнастику нежелательно ребятам, перенёсшим травмы головного мозга, позвоночника, имеющим остеохондроз шейно-грудного позвоночного отдела, а также высокое давление (артериальное, внутриглазное, внутричерепное).

Правила выполнения дыхательной гимнастики в ДОУ:

1) Воздух в помещении обязательно должен быть свежим, но не холодным.

2) Очень полезно делать гимнастику на улице. Помимо специальных игровых упражнений, хорошо просто предложить детям вдохнуть полной грудью свежий аромат природы обратить внимание, как чудесно пахнут цветы на клумбе и пр. Это не только укрепит дыхательные органы, но и обогатит детские представления об окружающем мире. А после прогулки в холодную погоду можно интенсивно подуть на свои ладошки, чтобы согреть их (это тоже полезное дыхательное упражнение).

3) Любое упражнение по продолжительности не должно длиться более 3 минут.

4) Мышцы тела ребёнка не должны быть напряжены.

5) Если у малыша насморк, перед гимнастикой следует очистить носовые ходы.

6) Упражнения непременно должны быть регулярными, поскольку оздоровительный эффект наблюдается после длительного курса.

7) Если у какого-то ребёнка плохое настроение и он не расположен к занятиям, то нельзя заставлять его тренироваться. Пользы это не принесёт, ведь важен позитивный настрой.

8) Гимнастику нельзя выполнять сразу после приёма пищи, это чревато тошнотой и даже рвотой. Нужно выдержать паузу не менее получаса. Запрещено делать упражнения и на голодный желудок — у ребёнка может просто закружиться голова.

9) В процессе выполнения гимнастики нужно следить за состоянием дошкольников. Если кто-то побледнел либо покраснел, прикрыл глаза, стал часто дышать, то нужно сразу предложить этому ребёнку отдохнуть.

Одно и то же упражнение с течением временем можно усложнять. Например, не просто греть ручки после прогулки — направлять на них глубокое тёплое дыхание, а сопровождать свои действия протяжным произношением гласных звуков («а», «о», «у»).Стоит помнить о том, что эти самые простые занятия и упражнения пойдут на пользу любому ребенку. А благодаря игровой форме, дети даже не заметят, что серьезно потрудились и сделали шаг к крепкому здоровью. Вашему вниманию хочу предоставить комплекс дидактических игр, которые я использую в своей работе:

«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: вертушка из цветной бумаги на шнурке.

 Ход игры: взрослый показывает ребёнку игрушку-вертушку и предлагает подуть на нее самостоятельно.

– Давай сделаем ветер, подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее – вертушка вертится быстрее.

 Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

 «Воздушный шарик»

Цель: активизация губных мышц, развитие сильного, длительного выдоха.

Оборудование: трубочка, лёгкий шарик..

Ход игры: Предложить ребёнку подуть в трубочку так, что бы выдыхаемый воздух приподнял шарик. Объяснить ребёнку, чем дольше он выдыхает, тем дольше шарик будет находиться в воздухе.

 

«Горячий чай»

 Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Оборудование: чашечки из цветного картона с паром из белой бумаги.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует, а «пар». Если правильно дует то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай».

 

«Мыльные пузыри»

 Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

 Оборудование: мыльные пузыри

Ход игры: поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть,  что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку — подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата.

 

«Прятки»

Цель: развитие длительного целенаправленного выдоха, развитие внимания, памяти.

Оборудование: сюжетные картинки на новогоднюю тему, новогодняя мишура.

 Ход игры: взрослый просит ребёнка сделать глубокий вдох носом и выдохнуть на мишуру, так чтобы она разлетелась в разные стороны. В момент выдоха ребёнок рассматривает картинку. Затем ребёнок должен вспомнить и рассказать, что было нарисовано на картинке.

 

 

 «Рисование песком»

Цель: Тренировка органов дыхания, активизация губных мышц, формирование умения управлять процессом вдоха и выдоха, развитие дыхательной мускулатуры и легких.

Оборудование: генетический песок, коктельная трубочка.

 Ход игры: ребёнку предлагается одноразовая тарелочка с песком и коктельная трубочка в качестве воздушного карандаша. Вдыхая воздух через трубочку, ребенок подносит ее к песочку  и пытается нарисовать рисунок с помощью воздушной струи. Играть можно как одному, так и вдвоем, устроив соревнование «Кто какой рисунок изобразил».

«Бульки»

Для этого нам понадобится стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Уважаемые участники в стакан, наполовину наполненный водой, опустите котельную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. - Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – то, какие получатся   бульки. (маленькие). А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

 

«Поймай салфетку»

Для этого нам понадобится  пустой, одноразовый стаканчик, котельные трубочки разного диаметра, разорванные салфетки.

Уважаемые участники трубочкой вдыхаем кусочек салфетки и стараемся опустить в стаканчик, за 1минуту нужно постараться, как можно больше салфеток опустить в стаканчик. Можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Играть можно как одному, так и вдвоем, устроив соревнование «Кто больше соберёт салфеток».