Методическая копилка
Организация дидактических игр с детьми в младшем возрасте в адаптационный период
Адаптационный период — серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Действительно, когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п., поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.
Одной из главных задач адаптационного периода является воспитание всесторонне развитой личности, формирование чувства уверенности в окружающем. Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления и общение с людьми. Стремление малыша к активному взаимодействию с окружающей средой и непосредственный контакт ребёнка с доступными предметами позволяет познать их отличительные особенности и одновременно порождает у него множество вопросов. Мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать как можно больше.
В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность, миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное развитие человека. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра.
Игра — один из тех видов детской деятельности, которую использует педагог в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладения разнообразными новыми движениями. Играя, дети осваивают знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
В раннем дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром проводим в форме развивающих игр, требующих от нас педагогов знания и выполнения определённых условий, таких как:
добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребёнок сам захотел принять участие в предложенной игре);
непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает её важной и значимой для них;
многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);
специальный наглядный материал (определённые игрушки, различные предметы и т. д.) должен использоваться только в данных развивающих играх (нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так как он дольше останется для детей необычным);
запрет на оценку действий ребёнка типа «неверно, не так» или «молодец, правильно»;
предоставление ребёнку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.
В раннем возрасте познавательная деятельность имеет особые отличительные черты. Мышление детей носит преимущественно наглядно-действенный характер. Поэтому основной формой познавательной деятельности является предметно — манипулятивная игра, это самостоятельная игра, в ходе которой ребёнок, манипулируя предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомится с их внутренним устройством.
В детском саду должны быть созданы благоприятные условия для организации такой игры, потому, что в ней развивается интеллект детей раннего возраста. Для этого необходимо следующее:
создать в группе такую психологическую атмосферу, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был «зажат», а мог свободно проявлять свои стремления и интересы;
предоставлять малышу свободу для игры, поощрять самостоятельность и любознательность;
постоянно использовать в речи взрослых слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество.
Также с этой целью в детском саду проводятся дидактические игры и упражнения для детей раннего возраста, направленные на развитие таких психологических процессов, как память, мышление, творческое воображение, они вырабатывают усидчивость, дают простор для проявления самостоятельности, необходимы для умственного развития маленьких детей. Дидактические игры хороши тем, что малыш видит конечный результат своей деятельности, достижение результата вызывает в малыше чувство радости.
Все дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры.
Игры с предметам.
В этих играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева.
Используя дидактические игры с подобным содержание, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.
В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра «в общение» может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период — наладить доверительное отношение с каждым ребенком. Подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Чтобы решить эту задачу, воспитатель должен в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение. Поэтому основной игровой целью, которую воспитатель ставит перед собой, должна быть цель проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому ребенку. ( " Я вас всех спрячу от дождя", " Я вас в гости приглашу".)
Иногда цели общения в игре могут объединяться с практическими целями. Так, если вы варите кашу для детей, то, угощая их, обязательно найдите для каждого приветливое слово, выражающее ваше отношение к нему (" Я так старалась сделать для тебя вкусную кашу«).
В таких играх рекомендуется не использовать игровые персонажи, поскольку они будут отвлекать вас и детей от непосредственного общения друг с другом.
В адаптационный период нужны фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игры всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения. Например: «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырьков», «Хоровод», «Догонялки», «Солнечные зайчики», и т. д.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно пальчиковыми играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: «Кто в кулачке», «Игра с кистями рук» и т. д.
Такие игры, как «Книжка — угадай-ка», «Вместе с мишкой», «Чертим
разные фигуры», «Игры с куклой» не только ободрят робкого, и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.
Дети двух-трех летнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись вместе за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить несколько раз в день. Так же следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм,
можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие
навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса..
В детском саду надо стараться создать условия для проведения дидактических игр, которые помогают обучать ребёнка, обогащать его знаниями, развивать умственные способности.
Для детей раннего возраста в адаптационный период используются следующие игры и упражнения:
1)игры на развитие мелкой моторики рук: «Помоги белочке собрать урожай», «Кто прячется в домике?», «Зашнуруй ботинок», «Собери куклу Машу на прогулку»;
2)игры, способствующие восприятию цвета:"Разноцветные воздушные шары","Найди пару","Почини одеяло";
3)игры с песком: "Отыщи шарик","Что в кулачке?","Следы на песке";
4)игры, развивающие элементарные представления о форме предметов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал):"Подбери фигуру","Построй городок";
5)игры для ознакомления с окружающим миром: "Кто как кричит?","Отгадай, кто позвал?","Мебель","Посуда","Одежда";
6)игры, содействующие развитию воображения: "На что это похоже?","Дети на прогулке","Парные картинки","Лото«;
7)звучащие игры: «Шуршалки», "Звенелки","Телефон".
Игровые упражнения: "Осенние листочки","Ах, как приятно пахнет!","Узнай овощ","Ветерок«.
Используя дидактические игры и упражнения, мы знакомим ребёнка с миром, даём малышу ряд представлений, понятий, оставляем след в его мыслях и чувствах. Наиболее близкое, яркое, интересное, захватившее ум и воображение, он вносит в игру.
Воспитатель МБДОУ № 2 «Ладушки»
Вознякова Н. Г.