Методическая копилка

Экологическое воспитание

Среди множества кризисных явлений в нашем обществе одним из наиболее острых является кризис экологический. Об этом кризисе свидетельствуют часто возникающие экологические катастрофы и бедствия в мире, первопричина их кроется в человеке, его деятельности и отношении к окружающей среде. Выход из экологического кризиса возможен только при условии коренного изменения всей политики и практики природопользования, активного включения экологических, правовых и других рычагов влияния и регулирования отношений человека и природы. Но и этого мало. Без системы непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения людей этих проблем не решить. Обретение экологической культуры, мышления, сознания, экологически оправданных отношений с природой — это единственный для человеческого общества выход из создавшегося положения, ибо каков человек, какова его деятельность, такова и окружающая среда.

В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы дома и в детском саду, «воспитывают» электронных зверюшек вместо собак и кошек. Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором: проще всего вывести ребенка на площадку с песком сомнительной чистоты, оставить его копаться в песке, а самим пообщаться с соседями. Причем часто невдалеке от дома находится сквер, парк и даже лесопарк — великолепные условия для общения ребенка с природой, для его познавательного развития. Однако многим родителям это даже не приходит в голову. Хорошо еще, если детская площадка не расположена вблизи оживленной автотрассы, что часто бывает в больших городах. В противном случае ребенок еще и дышит на «оздоровительной» прогулке загрязненным воздухом, возится в песке, возможно, содержащем высокую концентрацию тяжелых металлов. Неслучайно процент болеющих детей в городах на много выше, чем в сельской местности. Наверное, многие родители, узнав о тесной связи здоровья с окружающей средой, об экологической ситуации в своем районе, нашли бы возможность выделить время для прогулок в более безопасном и интересном для ребенка месте. А пока что, большинство детей представляют себе природу как что-то очень отвлеченное и отдаленное. «Природу», по их мнению, можно увидеть на даче, у бабушки в деревне, в лесу. Крайне редко дети отмечают парки, деревья, птиц в 
;городе, хотя они находятся рядом с ними. Все это объясняется просто: никто не обратил внимание ребенка на то, что в городе вместе с людьми проживает большое количество разнообразных животных и растений, не предложил понаблюдать и пообщаться с ними.

Еще одна проблема — замена реальной природы виртуальной. На вопрос о том, каких животных они знают (видели), дошкольники все чаще дают ответы типа: «Птицу я видел по телевизору». Ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, видеомагнитофоном, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, все хорошо в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Именно такое восприятие эффективно. При просмотре же видеофильма мы только пассивно смотрим. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение.

Современные дети нередко испытывают страх перед природой для них она незнакомая и чужая. Многие воспитатели отмечали, что во время экспериментирования с песком, глиной, почвой дошкольники сначала просто боялись взять в руки «грязь» — за это их дома наказывали. И только после уговоров воспитателя, привыкнув к природному материалу, они начинали с огромным удовольствием возиться с песком и глиной. При общении с животными некоторые дети замечали: «Фу, они противные, плохо пахнут, кусаются!» Многие дети совершенно не представляют связь продуктов питания с объектами природы. Они действительно уверенны, что «булки растут на деревьях», а «молоко бывает только в магазине». Конечно, не все дети таковы, однако «отчужденных» от природы детей с каждым годом все больше. Но ведь экологическое образование — это, прежде всего, общение с природой (в том числе и городской), без этого не возможно воспитать человека, способного жить в гармонии с природой, бережно и эмоционально к ней относиться. Да и можно ли любить то, чего боишься?

К сожалению, иногда и сами дошкольные учреждения усугубляют отчуждение ребенка от природы, причем из самых лучших побуждений. Идя на поводу у родителей, они стремятся максимально его загрузить: с утра математика, чтение, английский, потом — музыка, ритмика, шахматы, бассейн, и так каждый день с утра до вечера с перерывом на обед и сон. При такой интенсивной подготовке к школе, к «будущей жизни» ребенку некогда жить своей нормальной, естественной именно для дошкольника жизнью: самостоятельно играть, наблюдать за объектами природы, экспериментировать. Приходилось даже слышать, что воспитателям некогда гулять с детьми! Но ведь это совершенно недопустимая ситуация. Ребенок должен развиваться гармонично, причем очень многого в развитии ребенка можно достичь, не сажая его раньше времени за парту, а давая возможность общаться с природой.

Экологическое образование родителей — важное и сложное направление педагогического процесса в ДОУ, которое во многом определяет образование ребенка. Родителям можно показать оздоровительную роль природы, научить использовать прогулки в лес, поездки на дачу и даже просто прогулки по городу, для познавательного развития ребенка. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация для обсуждения — лично значимой. Как уже отмечалось, многие родители акцентируют внимание не на развитии личности ребенка, а на подготовке к школе. Однако, объяснение значимости экологического образования для общего развития ребенка (его речи, памяти, наблюдательности, мышления, эмоциональной сферы и т. п.) и связи его с состоянием здоровья меняют отношение родителей. Еще Ян Амос Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Эта идея приобретает особое значение в наши дни.

Природе мы отводим особую роль в воспитании ребенка, так как она постоянно окружает его, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, сохранить жизнь. Ребенок начинает понимать, что он — созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка. Дети — пытливые исследователи, а природа представляет им большую возможность видеть красоту изменяющегося мира, который дает массу ярких впечатлений, вызывает радостные переживания, а значит, и любовь.

Особая чувствительность, эмоциональность и острота восприятия детей дошкольного возраста создают предпосылки для появления у ребенка интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды. Все это позволяет сделать экологическое воспитание и образование эффективным и важным этапом становления экологической культуры личности.

Воспитатель МБДОУ № 2 «Ладушки»
Вознякова Н. Г