Региональный компонент

Приказ О присвоении статуса Казачье

Информация о мероприятиях по ознакомлению воспитанников с историей Донского казачества, проведенных в 2019 году

Организация работы по региональному компоненту

Основная образовательная программа должна учитывать специфику национальных и социокультурных условий, в которых работает детский сад. Этого требует ФГОС. Однако многие педагогические коллективы не знают, как включить в программу региональный компонент.

В 2012 году МБДОУ № 2 «Ладушки» получил статус «Казачье дошкольное образовательное учреждение». Педагоги разработали программу «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников посредством использования регионального компонента-казачества», перспективные планы для всех возрастных групп. На занятиях педагоги знакомят дошкольников с историей казачества и формируют у них интерес к донскому фольклору.

Какую работу педагоги организуют с детьми

Одна из приоритетных задач МБДОУ № 2 «Ладушки» — сформировать у дошкольников интерес к истории, этнографии родного края, приобщить к духовному и культурному наследию жителей Дона. Для этого педагоги организуют с детьми разные виды и формы детской деятельности по региональному компоненту. В качестве примера в приложении — перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.

В помощь педагогам в методическом кабинете постоянно пополняется выставка литературных новинок. Старший воспитатель организует образовательный салон: консультации «Донская природа — источник художественного творчества детей», педагогические часы «Казачья песня и танец — средство восстановления душевного здоровья», «Игровая форма организации деятельности как развитие познавательного интереса к истории казачества».

На протяжении многих лет традиционно один день в детском саду проходит под названием «День Дона». В течение дня педагоги знакомят детей с традициями, обрядами, семейным укладом донских казаков, с донской природой, растительным и животном миром Дона. А также рассказывают о знаменитых личностях, творивших историю казачества, М. И. Платове, Я. П. Бакланове и др. На прогулке дети играют в казачьи игры, в сюжетно-ролевые игры применяют знания о быте и взаимоотношениях в казачьей семье.

Чтобы расширить знания детей о донском крае, казачестве педагоги проводят тематические занятия: «Мой город Константиновск», «Тихий Дон — наш Батюшка», «Не закончится род казачий» (о песнях и казачьих донских сказаниях), «Героическое прошлое казачества», беседы «Воспитание мальчика в казачьей семье», «Воспитание девочки в казачьей семье», «Казак с конем и ночью, и днем», «Казаки — люди вольные». В каждой группе есть казачьи уголки, которые регулярно обновляются («Казачьему роду нет переводу», «Донской край — любимый край», «Земля донская — мать родная», «Славься, край донской, любимый»).

В организованной образовательной деятельности воспитанники узнают об особенностях воспитания в казачьих семьях, об отношении в семье к старшим и младшим. На занятиях по изобразительной деятельности дошкольники учатся различать одежду донских казаков — раскрашивают рисунки одежды. В ходе бесед с воспитателями дети получают представления о назначении печи в казачьем курене, знакомятся с особенностями казачьей кухни и способами приготовления казачьих блюд.

Педагоги регулярно организуют экскурсии в краеведческие музеи донского казачества, на которых дошкольники знакомятся с предметами быта донских казаков, элементами обрядности, одежды, атрибутами для занятий рыболовством, охотой.

На музыкальных занятиях и в повседневной жизни педагоги стараются донести до детей всю красоту народной музыки и казачьих песен, музыкальные традиции народных гуляний и обрядовых действ. Особое внимание педагоги уделяют изучению малых жанров фольклора: загадок, пословиц и поговорок. Все праздники российского и церковного календаря проводятся так, как они проводились на Дону в те времена, когда вся жизнь дончаков была подчинена незыблемым устоям и обычаям в целом и каждой казачьей семье в отдельности.

В конце учебного года по традиции в детском саду проходит итоговое мероприятие «Казачий круг», где звучат донские казачьи песни, танцы, игры, пословицы, поговорки. Воспитанники демонстрируют свои знания и умения по изучению родного края.

Что включает региональный компонент

  • Основные цели регионального компонента.
  • Обязательный минимум содержания регионального компонента в ОП (например, отдельные занятия, игры по образовательным областям, кружок, студия и другие формы организации с учетом возраста и индивидуальных возможностей детей).
  • Педагогическая диагностика (мониторинг) к содержанию регионального компонента для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.
  • Планируемые результаты освоения детьми содержания регионального компонента с учетом требований ФГОС ДО к результатам освоения ОП (целевые ориентиры дошкольного образования) и оформлены как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Как родители участвуют в образовательной деятельности

Специфика работы по региональному компоненту заключается в том, что в этом процессе принимают участие все: дети, педагоги и родители. Совместно с родителями воспитатели создают в группах развивающую предметно-пространственную среду, которая стимулирует речевое развитие детей. Интерьер групп, предметы казачьего быта помогают донести до сознания дошкольников, кто такие казаки, как они появились на берегах Дона, кто жил на донской земле до казаков, о древнейших курганах и крепостях.

Благодаря помощи родителей в детском саду появился музей «Казачья горница», где собраны предметы быта и утвари донских казаков. В нем проходят тематические занятия. Проводятся совместные праздники: «Честь имею», «День матери-казачки», викторины между родителями и детьми «История казачества», «Я родился на Дону».

Таким образом, родители являются активными участниками всего воспитательно-образовательного процесса от занятий до праздников. Помогают в пошиве казачьей одежды для детей.

С какими учреждениями взаимодействует детский сад

Работа по региональному компоненту предполагает взаимодействие с социумом — с организациями, которые могут расширить образовательное пространство для занятий с детьми. МБДОУ № 2 «Ладушки» сотрудничает: с МБОУ ДО «Школа искусств», ГБОУ КПК, МБОУ СОШ № 2, детская библиотека.

Основные цели взаимодействия:

  • совершенствовать образовательный процесс;
  • воспитывать в детях всесторонне развитую и духовно-нравственную личность;
  • формировать привычки к ЗОЖ;
  • развивать эстетический вкус, умение чувствовать красоту.

Совместно с учащимися педагогического колледжа педагоги детского сада провели: выставки детских работ «Донская природа», «Казачьему роду — нет переводу»; экскурсию в музей Донского казачества КПК. Закрепляли новые знания и навыки дети в ходе досуга «Покров на Дону»; зимнего спортивного праздника «Зимушка-зима здоровье принесла»; праздничного гулянья «Масленица на Дону»; спортивного фестиваля казачьей солдатской песни и игры «Отечества сыны».

Совместно с представителями казачества Константиновского юрта педагоги детского сада организовали: экскурсию с детьми подготовительной группы в исторический музей Донского казачества; познавательный час для старших и подготовительных групп «День матери-казачки»; праздничное гуляние «Святки на Дону»; спортивный праздник ко Дню защитника Отечества.

Сотрудники детской библиотеки провели с детьми беседы и познавательные часы, на которых дошкольники узнали о прошлом и настоящем донского края; значении пословиц и поговорок; мебели казачьего куреня, посуде и других предметах обихода; своеобразии казачьих обрядов, символах казачьей доблести: бунчуке, булаве, насеке.

Таким образом, опыт работы педагогического коллектива МБДОУ № 2 «Ладушки» показывает, что активная позиция во взаимодействии с социальными партнерами и родителями делает воспитательно-образовательный процесс эффективным и открытым. Совместная реализация регионального компонента позволяет организовать эту работу на высоком уровне и решить главные задачи — воспитать в детях всесторонне развитую личность, сформировать патриотические чувства, научить любить свой родной край и знать его историю.