Советы родителям

Мы и наши гиперактивные дети (СДВГ)

Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком дома. В конечном счете, эффективность любого воздействия зависит от знаний и упорства родителей.

Необходимы: систематизация, воспитание, поощрение.

1. Позаботьтесь о том, где найти себе помощь и поддержку.

Найдите знающего специалиста, с которым вы можете советоваться (школьный психолог, детский психиатр, социальный работник, педиатр и т. д. — должность значения не имеет, важно, чтобы этот человек обладал обширными знаниями по вопросам СДВГ).

Не бойтесь просить о помощи.

2. Помните, что дети с СДВГ нуждаются в систематизации.

Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.

3. Определите правила.

Запишите их на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.

4. Повторяйте указания.

Записывайте указания. Проговаривайте их. Детям с СДВГ нужно слышать одно и то же более одного раза.

5. Поддерживайте постоянный визуальный контакт.

Так вы можете одним взглядом «вернуть» ребенка с СДВГ «к реальности». Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез или успокоить.

6. Установите границы.

Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают.

Держите все под контролем.

7. Позаботьтесь заранее спланировать режим дня, насколько это возможно.

Повесьте список на холодильник, на дверь в комнату ребенка, на зеркало в ванной. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке требуют предварительной подготовки. Таким детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их путает. Помогите детям составить их собственный распорядок дня после школы, чтобы избежать одного из признаков СДВ — откладывания дел на потом.

8. Уделите особое внимание предварительной подготовке к переменам.

Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия.

9. Позволяйте ребенку спасительную отдушину.

Позволяйте ребенку выйти на короткое время из комнаты, если ему это необходимо и поможет прийти в себя. Так он научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.

10. Позаботьтесь о постоянной обратной связи.

Она помогает сохранить их на правильном пути, позволяет им знать, чего от них ожидают и достигли ли они поставленных целей, а также сильно поощряет и поддерживает. Отмечайте любые положительные поступки, даже самые малые, и говорите ребенку, что вы думаете.

11. Разбивайте длинные задания на более короткие.

Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей с СДВГ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что «я никогда не смогу это сделать».
Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, вы позволяете ребенку доказать это самому себе.

12. Расслабляйтесь. Дурачьтесь.

Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну. Детям с СДВГ нравится новизна. Они реагируют на нее с энтузиазмом. Это помогает сохранить внимание — как детское, так и ваше. Эти дети полны энергии — они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку. «Воздействие» на них включает в себя так много скучных вещей: расписания, списки и правила. Покажите им, что все это не говорит о том, что вы скучный человек. Если вы позволите себе иногда немного «подурачиться», это очень поможет.

13. Однако остерегайтесь перевозбуждения.

Подобно чайнику на плите, дети с СДВГ могут «перекипеть». Вы должны быть способны вовремя и быстро «притушить огонь». Наилучший способ справиться с беспорядком — это в первую очередь предотвратить его.

14. Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно.

Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и растут от нее. Без нее они «вянут» и «сохнут». Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВГ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому «поливайте» этих детей «от души» поощрением и похвалой.

15. Используйте трюки для улучшения памяти.

У них нередко есть проблемы с т. н. «активной памятью» (Мел Левин), которая представляет собой как бы свободное пространство на столе нашей памяти. Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, — намеки, рифмы, коды и т. п. — могут весьма помочь улучшить память.

16. Объявите то, что вы собираетесь сказать. Затем скажите это. И потом повторите то, что сказали.

Поскольку для большинства детей с СДВГ наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма помочь и расставит понятия по своим местам.

17. Упрощайте указания. Упрощайте выбор.

Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет. Используйте колоритную речь. Так же, как и цветное кодирование, колоритная речь помогает сохранить внимание.

18. Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя.

Дети с СДВ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: «Ты знаешь, что ты только что сделал?» или «Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?» или «Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?» Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и самопонимание.

19. Ясно объясните, чего ожидаете от ребенка.

Ничего не подразумевайте и ничего не предоставляйте случаю.

20. Дети с СДВГ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы.

Система баллов может быть частью коррекции поведения или системы вознаграждений младших детей. Многие из них — маленькие предприниматели.

21. Постарайтесь осторожно дать точный и ясный совет в социальном плане.

Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать.

Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т. п., — к примеру, скажите: «Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого».

22. Пользуйтесь разными игровыми средствами.

Мотивация улучшает СДВГ.

23. Возложите на ребенка ответственность, когда это возможно.

Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать, или позволяйте им скорее попросить вашей помощи, чем вы скажете им, что они в ней нуждаются.

24. Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.

Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.

25. Будьте как дирижер симфонического оркестра. Перед тем, как начать, завладейте вниманием оркестра.

Для этого вы можете использовать тишину или легкое постукивание палочкой. Держите ребенка во времени, указывайте на вещи, которые надо сделать, по мере того, как вам нужна его помощь.

26. Повторяйте, повторяйте, повторяйте.

При этом не раздражайтесь. Гнев не улучшит их память.

27. Проводите физзарядку.

Один из лучших способов воздействия на детей с СДВГ — это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.

Десять золотых правил воспитания ребенка.

Десять простых правил воспитания ребенка. Таких простых для понимания, таких простых для выполнения... Так почему же мы зачастую отходим от этих простых правил? Не хватает времени? Терпения? Сил? Просто забываем их выполнять?

Ребенок нуждается в нашей любви и в нашем внимании. Мы — его родители. Мы — те люди, которых он знает с рождения, которых он любит больше всех на свете. Мы — те, кому он верит безоглядно. Так давайте же не будем обманывать своего ребенка. Не будем забывать о нем, как бы, не были мы заняты работой. Будем соблюдать 10 простых правил.

1. Люби своего ребенка!

Радуйся его присутствию, принимай его таким, каков он есть, не оскорбляй и не унижай его. Не подрывай его уверенности в себе, не подвергай его несправедливому наказанию. Не оказывай ему в твоем доверии, дай ему повод любить тебя.

2. Охраняй своего ребенка!

То есть защищай его от физических и душевных опасностей, даже — если потребуется — жертвуя собственными интересами и рискуя собственной жизнью.

3. Будь добрым примером для своего ребенка!

Привей ему уважение к традиционным ценностям, сам живи сообразно с ними, относись к ребенку с чувством ответственности. Ребенку необходим такой домашний очаг, где семья дружна, где уважают и любят стариков, где поддерживаются тесные и искренние связи со всеми родственниками и друзьями. Ребенок должен жить в такой семье, где бытуют честность, скромность, гармония. Нарушение родителями супружеской верности, завистливость, обогащение бесчестными средствами, достижение той или иной выгоды для ребенка с помощью беспринципных связей и т. п. — все это составляет такой «образец», который весьма отрицательно отразится на моральном облике завтрашнего гражданина страны.

4. Играй со своим ребенком!

То есть уделяй своему ребенку необходимое время, разговаривай с ним, играй с ним так, как ему нравится, игры его принимай всерьез, освойся с его миром в его представлении.

5. Трудись со своим ребенком!

Помогай своему ребенку, когда он пытается принять участие в работе (в доме, в саду или огороде). Когда ребенок подрастает, приучай его участвовать во всех работах по хозяйству и для хозяйства. В часы досуга и во время каникул он должен принимать участие в организованных школой видах деятельности.

6. Позволь ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно!

Ребенок признает только такой опыт, который он пережил самолично. Твоя собственная опытность нередко оказывается лишенной ценности для твоего ребенка. Дай ему возможность накопить собственный опыт, даже если это связано с известным риском. Чрезмерно оберегаемый ребенок, «застрахованный» от любой опасности, нередко становится социальным инвалидом.

7. Покажи своему ребенку возможности и пределы человеческой свободы!

Родители должны раскрыть перед ребенком замечательные возможности развития и утверждения человеческой личности, соответственно дарованиям и особенностям каждого. Вместе с тем ему нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные пределы в своих поступках в семье... в коллективе... и вообще в обществе (придерживаться закона, соблюдать правила общежития).

8. Приучай ребенка быть послушным!

Родители обязаны следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим. Ребенка следует вознаграждать за соблюдение установленных правил! Однако в случае необходимости следует насаждать уважение к правилам посредством наказания.

9. Жди от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со степенью созревания и собственным опытом!

Ребенку требуется длительное время, пока он научится ориентироваться в этом столь сложном мире. Помогай ему, сколько сможешь, и требуй от него собственного мнения или самостоятельного вывода только в этом случае, когда он способен на это в соответствии с накопленным опытом и ступенью своего созревания.

10. Предоставляй ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний!

Ребенок «питается», так же как и взрослый, переживаниями, которые дают ему возможность ознакомиться с жизнью других людей и с окружающим миром.

Если ребенок не слушается, как поступить?

Рано или поздно, но каждый родитель сталкивается с такой насущной проблемой, как непослушание ребенка. В такой ситуации возникает вопрос: как же поступить в этот момент, как взрослому себя вести?
Самым правильным решением со стороны взрослого будет не поддаваться на провокации ребенка, и ни под каким предлогом не идти у него на поводу. Очень важно в такой ситуации проявлять твердость уже с первых попыток ребенка манипулировать вами.

Ни в коем случае не «запускайте» ситуацию, старайтесь держать ее постоянно под контролем. Конечно, вступать в схватку с собственным ребенком никому из родителей не хочется, поэтому ситуации непослушания необходимо вовремя предупреждать и разрешать.

Вот несколько простых советов по предупреждению ситуации непослушания и выхода из сложившейся ситуации:

Во-первых, в предупреждении непослушания со стороны ребенка, важную роль играет авторитет родителя. Если родительский авторитет высок и довольно значим для ребенка, то в конфликтной ситуации ребенок будет прислушиваться к вашему мнению, не будет идти против него. Авторитет нужно постоянно укреплять, и тогда в таких сложных ситуациях он обязательно сыграет в вашу пользу и заставит ребенка отступить от своих намерений.

Во-вторых, научите своего ребенка договариваться. Объясните ему, что намного легче решать любой вопрос по-хорошему, не прибегая к скандалу и истерике. Важную роль здесь играют беседы с ребенком как с взрослым. Благодаря такому подходу, ребенок не только начинает чувствовать себя равноправным членом семьи, но и вести себя по-взрослому. Постепенно приходит осознание того, что есть не только права, но и обязанности, выполнение которых не всегда совпадает с нашими желаниями.

И, наконец, в-третьих, не следует чрезмерно баловать ребенка. Не стоит потакать его малейшим прихотям и многочисленным желаниям. Ребенок должен чувствовать ваше превосходство и с уважением относиться к вам. В разговоре следует проявлять настойчивость, требовательность. Это совсем не означает, что вы должны идти на конфликт с собственным ребенком, но он должен четко осознавать, что ваше слово — закон, что выполнение вашего требования — не родительская прихоть, а непременное условие мирного совместного сосуществования.

Помните, что в борьбе с детским непослушанием проигрывают, как правило, те родители, которые «запустили» ситуацию или ведут себя подобно ребенку, показывая тем самым свою беспомощность.

Приучение детей к дисциплине и эмоциональной саморегуляции.

Родители, которые помогают своим детям осмысливать свои эмоции и конструктивно их выражать в наибольшей степени способствуют адекватному и своевременному интеллектуальному и эмоциональному развитию детей. Методы приучения детей к дисциплине — установление правил, ограничений и их проведение в жизнь могут быть разными. Но в любом случае необходимо:

  1. Культивировать в семье атмосферу любви, теплоты, взаимной поддержки. Привязанность, как всякое социальное поведение, нуждается в ответном чувстве. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них лучше развит самоконтроль и просоциальное поведение.
  2. Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать просоциальное поведение детей (заботу о других, помощь, сочувствие).
  3. Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям чего от них ждут и быть последовательными.
  4. Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба жестокость и упрямство.
  5. Помогать ребенку научиться владеть собой и развить чувство контроля над обстоятельствами.
  6. Использовать индуктивный метод (объяснения, убеждения) для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе.

Когда вы выбираете наказание?

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать — это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.
  2. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
  3. За один раз — одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание — только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый проступок. «Салат» из наказаний — блюдо не для детской души.
  4. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год — это чревато риском задержки психического развития.
  5. Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать сначала!
  6. Без унижения. Что бы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над, его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувство самоценности!
  7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.
  8. Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что «милующий начинает самоутверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.
  9. Наказание — не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение о родительской любви, а наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его, любят.

Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили?

1. Не слушать вполуха. (мне лично это очень тяжело, я так привыкла делать два дела одновременно... только слушать и все для меня утомительно, я поэтому часто приглашаю ребенка на прогулку или поехать со мной куда-то и мы говорим по дороге, или делать что-нибудь вместе, например белье складывать и тогда разговаривать)
2. Не задавать лишних вопросов и не советовать ничего. Вместо этого, реагировать понимающе. Слова типа «А», «Ага» «Понятно», «интересно» «Серьезно?» сказанные заинтересованным тоном, очень помогают ребенку рассказывать.
3. Не отрицать чувств ребенка, даже самых сильных и отрицательных (ненависть, гнев, зависть) Лучше дать им имя.
4. Не вдаваться в длинные логические объяснения. Лучше дать ребенку понять, что его желание или рассказ важны для вас. Можно сказать: «Хорошо бы у меня было столько денег и такая конюшня, чтобы я мог купить тебе собственную лошадь» (вместо: «Нам негде держать лошадь и у нас нет на нее денег».)
5. Не обрывать мечты ребенка. Лучше проявить понимание. Например: Р:"Когда я вырасту, я стану космонавтом« — М: «Это действительно очень интересная профессия, а?»
6. Никаких допросов с пристрастием. Предложение типа: «Расскажи мне подробно, что было на вечеринке, кто был, с кем ты танцевала?» выкинуть из родительского лексикона, срочно.
7. Не торопиться отвечать на вопросы. Вместо этого — подсказывать ребенку, где он может найти интересующую его информацию.

Дети не всегда хотят рассказывать о том, что в саду было. Расспрашивать не надо, если видите, что ребенок не рассказывает.

А если вы начнете рассказывать о том, как у вас день прошел и «втянете» его в разговор? Или просто спросите, как ему например, бутерброд, который вы сделали, понравился, а потом пусть расскажет, кто с ним рядом за столом сидел. Или просто спросите, что сегодня в саду было вкусного на завтрак или обед, потом можно продолжит разговор, спрашивая, как и что понравилось и перейти потихоньку на другие вас интересующие вопросы. Или, спросите, во что они сегодня в саду играли, что понравилось больше? Если расскажет, что играл в машинки, например, спросите, с кем, понравилось ли ему и т. п. Ребенку тяжело просто на вопросы как настроение? Или как было? ответить, им легче анализировать уже готовые темы. Ну, например, спросите, был ли его любимый обед? Если нет, то скажите, что очень жаль, а что вместо этого было, понравилось ли? Так ребенку интереснее беседовать. Вопросы должны быть направлены на действие или точную ситуацию, просто обобщающий вопрос тяжелый для ребенка.

Никогда не начинайте расспрашивать детей, что и как было (кроме одного вопроса, все ли в порядке), они сами рассказывают гораздо больше, если не спрашиваешь. Начать разговор можно с отвлеченной темы: рассказать ему что-то интересное, что было у тебя, вспомнить историю из твоего детства, или просто начать беседу про желтого Пикачу. Сесть за чашку чая и настроиться на внимательное активное слушание тоже помогает, поймать взгляд и улыбнуться... Короче, освободиться морально для того чтобы пообщаться. Это не занимает много времени, но это очень тяжело. Может поможет вам что-то делать вместе: складывать белье, готовить ужин, или поехать куда-то с одним из детей. Часто по дороге можно начать, скажем, петь песни или загадывать загадки, и вдруг они что-то такое рассказывают, что в иной ситуации никогда бы не вылезло. (только осторожно, не врезаться во что-то.....) Еще хорошее время перед сном обнять малыша когда он уже в постели и сказать ему как вы его любите. Получив уверения в вашей любви ребенку, как ни странно, проще общаться... К тому же это помогает ему протянуть время и не идти спать. И главное: кто сказал что каждый день вы должны получать подробный отчет о происходящем в садике? ничего подобного. Подумайте что муж каждый день ждал бы от вас подробного отчета о проведенном дне, подвигая на это вопросами типа: с кем ты говорила? а что ты ела на обед? а как тот проект? а что было с начальником? а что вы обсуждали на совещании? Ну должен же человек иметь право на личную жизнь! И не всякому хочется переживать заново весь день дома вечером. Иногда человеку надо просто отдохнуть в кругу близких людей! А ребенок тоже человек.