Консультация музыкального руководителя «Музыкальное развитие ребенка в семье»

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально — образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (диски, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства для ребёнка наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения, но тут на помощь приходят детские музыкальные инструменты — игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка и т. д.). Родители сами могут обучать детей игре на этих инструментах. Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, например — музыкальный уголок, где бы ребёнок мог послушать музыку, поиграть на детских музыкальных инструментах, а расположить такой уголок лучше на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Музыкальные инструменты могут быть самые разные в зависимости от ваших финансовых возможностей: металлофон, ксилофон, детская флейта, синтезатор и многое другое. Тем более, что мы в детском саду со средней группы учим детей играть простейшие ритмические мелодии на ложках, металлофоне, ксилофоне, бубнах. Очень хорошо, если вы приобретёте диски по слушанию музыки в детском саду. Да вы и сами, уважаемые родители, с удовольствием послушаете музыку с вашим ребёнком и поиграете на музыкальных инструментах.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.